KRONa писал(а):Я только не пойму, какое отношение вся эта физкультура с угадыванием показаний имеет к мотивации самоконтроля диабета у детей, особенно младшего возраста,
Первым делом, хочу вас поблагодарить за очень обстоятельный пост. Признаюсь, когда первый раз прочитал его подумал о том, что вы не вникли в смыслы того, что и для чего исходно было задано в этой теме. Потом посмотрел свой первоначальный текст и понял, что я сам спровоцировал то понимание, которое появилось у вас. Я время от времени обращаюсь к эпиграфу, что размещен на самом верху ДиаСайта: “Инсулин - лекарство для умных, а не для дураков, будь то врачи или пациенты” (Э.П. Джослин) Как следствие из этой мысли можно сформулировать: средства, используемые для ведения диабета, – для умных, а не для дураков. (Это я пишу, в первую очередь, в порядке самокритики). При втором, третьем прочтении вашего поста я понял, что во всем, что вы написали есть свой резон - во всех предложениях, что я написал, может обнаружится негативная сторона, если мои предложения начать применять бездумно. Поэтому, я считаю, здесь обязательно надо дать дополнительные пояснения.
KRONa писал(а):какое отношение вся эта физкультура с угадыванием показаний имеет к мотивации самоконтроля диабета у детей
Самоконтроль (так же как и внешний контроль) диабета имеет много разных аспектов. Я с помощью предложенной игры предлагаю развивать лишь одно из множества качеств, необходимых для эффективного самоконтроля диабета – способности оценивать свой СК на основе самоощущений и анализа сопутствующих обстоятельств. (Я не думаю, что здесь надо объяснять для чего это нужно ребенку).
KRONa писал(а):Что именно мы поощряем в этой "угадайке" и за что, условно говоря, "наказываем" (уменьшаем вознаграждение, лишаем его и т.п.)? Определённым образом и в достаточной/недостаточной степени развитую физиологическую особенность - точно чувствовать свой СК? А если ребёнок плохо это чувствует? Чувствует "наоборот"?
Во-первых, это совсем не «угадайка». Играть в угадайку можно на чем угодно (на тех же самых автомобилях). Только пользы от этой угадайки, думаю, в любом случае, будет – ноль.
Во-вторых, я убежден, что способность точно чувствовать свой СК не только некоторая врожденная физиологическая особенность, но также и результат определенного, целенаправленного развития. И это развитие можно и нужно стимулировать.
В-третьих, как я уже писал, прежде чем выдать свой прогноз СК, ребенок рассуждает (или, по крайней мере, учится рассуждать), смотрит предыдущие показания глюкометра, вспоминает события после последнего замера СК. Мы вместе обсуждаем: что и сколько мы съели после последнего замера СК, сколько времени прошло после последнего перекуса, какая у нас была физическая нагрузка и т.д. Так, что это угадайка не в чистом виде.
Кроме того, предложенная игра (что совсем немаловажно) снижает отрицательную реакцию ребенка на болезненную процедуру измерения СК, путем положительного подкрепления каждого замера сахара. Ребенок меньше испытывает отрицательных эмоций, что положительно сказывается на его самочувствии.
KRONa писал(а):за что, условно говоря, "наказываем" (уменьшаем вознаграждение, лишаем его и т.п.)?
Приношу глубокие извинения – я породил неверное понимание. Здесь требуются дополнительные пояснения.
Чтобы заинтересовать ребенка, ему надо предложить нечто значимое для него. (Очень мне понравились примеры trimama с наклейками, игрушками и пр.) У нас это - честно заработанные очки. Естественно каждое очко должно иметь свою ценность. Одно очко дает право на одну дополнительную минуту работы на компьютере. Чтобы посмотреть внеплановый мультик надо заработать 15 – 20 очков, полноформатный фильм требует 50 очков, а чтобы сходить в театр – надо собрать аж 100 очков. Эти очки для Федора оказались очень значимыми. И мы (вот такие нехорошие люди) стали их использовать и при наказаниях – т.е. стали штрафовать ребенка за его неблаговидные поступки.
При этом, что является чрезвычайно важным, мы никогда не штрафуем Федора за его ошибки в прогнозе СК (мало того – какой бы огромной ошибки не случилось ему в любом случае присваивается одно утешительное очко).
В одном из постов вы писали: «Юрий Леонидович, не опасаетесь, что при такой мотивации вскоре можете достичь совершенно противоположного результата? Ну, противоположного - это я погорячилась». Если вы имели ввиду наказания за неверное предсказание СК, то вы ничуть не погорячились. Вы даже излишне мягко выразились. Штрафы и наказания за неверный прогноз СК – абсолютно недопустимы. И они не то что могут, а наверняка приведут к совершенно противоположному результату.
KRONa писал(а):Или мы всё же хотим сподвигнуть наших детей на продуктивную мыслительную работу, обучение компенсации? Тогда тем более эта "угадайка" ни при чём; и надо учить не угадывать циферки, а анализировать , объяснять уже полученный результат и прогнозировать следующий.
Вы абсолютно правы – это именно то, что надо! (С учетом того, что здесь предлагается совсем не «угадайка», а нечто гораздо более серьезное).