Скоро в школу!

А как в школе?..

Модератор: Модераторы форумов Диа-клуба

Re: Скоро в школу!

Сообщение Сосенская Мария » 17 авг 2018, 11:31

Минобрнауки России даны разъяснения по вопросу приема в школы детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия их родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Родитель (законный представитель) вправе выбрать для обучения своего ребенка образовательную организацию по месту проживания, в которой должны быть созданы все необходимые условия для получения ребенком образования в соответствии с заключением ПМПК, носящим для родителей рекомендательный характер.

Такое заключение также является основанием для создания региональными органами исполнительной власти в сфере образования и органами местного самоуправления, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

При поступлении даже одного обучающегося с ОВЗ, которому в соответствии с заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированным образовательным программам, образовательная организация должна реализовать рекомендованные условия.

Напоминается также, что прием заявлений в 1 класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в 1 класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
http://www.consultant.ru/document/cons_ ... ntent=body
"Некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий." Козьма Прутков

За это сообщение автора Сосенская Мария поблагодарил:
Olga_Ani (17 авг 2018, 16:00)
Рейтинг: 1.08%
 
Аватара пользователя
Сосенская Мария
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 66464
Зарегистрирован: 13 дек 2007, 14:58
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 51

Re: Скоро в школу!

Сообщение Сосенская Мария » 30 авг 2018, 10:43

К 1 сентября традиционная Памятка от Гаранта. :)
Школьная пора.
Памятка для родителей



Актуально по состоянию на август 2018 г.



Начался очередной учебный год, и все мы пришли в школу: дети - учиться, а родители - улаживать и устраивать все сопутствующие вопросы. Правовые "околошкольные" знания - в нашем материале.



Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен



Законны ли собеседования при приеме в муниципальную или государственную школу?

Ответ зависит от того, что это за собеседование, и что это за школа. Если по итогам собеседования с потенциальным учеником школа либо принимает его на обучение, либо отказывается, - то такое собеседование является "индивидуальным отбором". Проводить такой отбор можно и в государственных школах - но это, во-первых, школы с "профильными" классами или углубленным изучением каких-либо дисциплин, а во-вторых, отбор проводится только для учеников 5-11 классов (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании*(1)). Принимать в такую школу учеников младшей школы нужно на общих основаниях - то есть проживающих на территории, за которой закреплена школа, а на оставшиеся вакантные места - детей из любых других мест проживания (ч. 3 ст. 67 Закона об образовании). Порядок проведения таких собеседований устанавливает региональное законодательство.

Гораздо чаще при приеме в школу проводится ознакомительное собеседование - по итогам которого педагоги всего лишь оценят общий уровень подготовки ребенка, отметят его слабые и сильные стороны. Обычно оно и вовсе проводится уже после зачисления ребенка в школу, и никаких юридических последствий не имеет. Необходимость такого собеседования может быть закреплена в договоре между школой и родителями ученика или во внутришкольных документах.



Плата за продленку



Законодательство разрешает взимать плату за пребывание в группе продленного дня (ГПД) и при этом не гарантирует какие-либо льготы определенным категориям (например, многодетным или малоимущим).

Согласно ч. 8 ст. 66 Закона об образовании учредитель школы (то есть, в большинстве случаев, местный департамент или управление образования) вправе устанавливать плату за осуществление присмотра и ухода за детьми в ГПД и определять ее размер. Он может (но вовсе не обязан) также установить скидки или вообще не взимать такую плату с определенных категорий родителей (например, малоимущих).

Документ о введении платы за ГПД и о размере этой платы обязательно должен быть опубликован на сайте школы (п. 4.1 ч. 2 и ч. 3 ст. 29 Закона об образовании) в течение десяти дней после его утверждения. Но даже если на сайте школы его и не разместили, документ Вам все равно покажут (п. 4.1 ч. 2 ст. 29 Закона об образовании).

В этом документе должен быть и расчет родительской платы. Обратите внимание, что в этот расчет нельзя включать расходы на реализацию основной образовательной программы и расходы на содержание здания школы, в том числе на ремонт и коммунальные расходы (ч. 9 ст. 66 Закона об образовании, письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346). В школе также обязательно должны быть документы, определяющие перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, методику расчета платы, перечень льготных категорий (если они есть) и образец договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346).

При этом платная продленка вовсе не означает нарушения принципа бесплатности и общедоступности школьного образования в РФ. Дело в том, что в группах продленного дня детей не обучают (в рамках школьной программы), а присматривают и ухаживают за ними. Кроме того, размер платы за ГПД должен обеспечивать всего лишь возмещение школьных расходов на организацию ГПД и не больше. Государственные и муниципальные школы не вправе извлекать прибыль из родительской платы (письмо Минобрнауки РФ от 24.09.2014 N 08-1346), ведь все они являются некоммерческими организациями. Если Вам кажется, что размер платы за продленку необоснованно высок, постарайтесь изучить именно упомянутые выше документы об установлении размера платы и методику ее определения.

Режим работы ГПД школа устанавливает самостоятельно (см. письмо Минобрнауки РФ от 14.11.2014 N 08-ПГ-МОН-35967). Этот режим должен обязательно предусматривать питание (двухразовое - обед и полдник), прогулку на свежем воздухе (не менее двух часов), дневной сон для первоклашек (не менее часа), выполнение домашних заданий, общественно-полезный труд, кружки и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (приложение 6 к СанПиН 2.4.2.2821-10*(2)). Домашние задания ученики выполняют сами - воспитатель ГПД должен только организовать их выполнение. Если хочется, чтобы ребенок делал домашнее задание не под присмотром учителя, а вместе с ним, приготовьтесь доплатить - ведь это дополнительная образовательная услуга, к присмотру и уходу она не имеет отношения.



Покупка учебников, пособий и лыж



Закон об образовании (ч. 1 ст. 35) предполагает, что ученикам государственных и муниципальных школ бесплатно выдаются учебники, учебные пособия, а также учебно-методические материалы, необходимые для получения образования в пределах ФГОС. Школа обеспечивается такими учебниками и пособиями за счет бюджетных ассигнований.

Но вот вопрос: а что именно является учебником и учебным пособием? Относятся ли к ним разного рода тетради-прописи, альбомы-задачники, тесты, сборники контрольных и прочие, рассчитанные на однократное применение? Должна ли школа предоставлять бесплатно и такие пособия? Ответить на этот вопрос довольно затруднительно. Дело в том, что до 17.02.2015 действовал п. 2.2. СанПиНа 2.4.7.1166-02*(3) (содержит требования к учебникам), который разделял учебные издания на: учебник, учебное пособие и практикум; при этом учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - прямо относились к практикумам, а не к учебникам, и стало быть, бесплатно школой не предоставлялись (см., например, определение Верховного Суда Республики Коми от 22.05.2014 по делу N 33-2365/2014). Однако в настоящее время этот пункт утратил силу. А ГОСТ 7.60-2003*(4) определяет рабочую тетрадь как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета (п. 3.2.4.3.4.2.3). Таким образом, вопрос об отнесении одноразовых пособий-тетрадей к учебным пособиям в теории однозначно не разрешен. На практике такие пособия родителям, скорее всего, потребуется приобретать за счет собственных средств.

Итак, покупать учебники - то есть учебные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующие учебной программе и официально утвержденные в качестве данного вида издания (со значком ФГОС) - не обязательно. Другое дело, если речь идет о каких-либо углубленных занятиях, выходящих за рамки ФГОС, или о платных занятиях (например, кружках): в таком случае школа вправе указать на необходимость приобретения учебников и пособий (ч. 3 ст. 35 Закона об образовании).

Обязаны ли родители покупать лыжи для занятий физкультурой? Нет, согласно ч. 1 ст. 35 Закона об образовании государственная и муниципальная школа должна бесплатно предоставлять ученикам средства обучения и воспитания, к которым (п. 26 ст. 2 Закона об образовании) относятся, в том числе, спортивные оборудование и инвентарь.

Что будет, если ученик потерял (испортил) учебник из школьной библиотеки?

Учебник из школьной библиотеки - это имущество школы, а ученик обязан относиться к нему бережно (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Аналогичные положения, как правило, многократно дублируются в уставе школы, правилах внутреннего распорядка и иных внутришкольных документах. Поэтому за утрату или порчу школьного учебника ученику могут грозить меры дисциплинарного взыскания (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Кроме того, читатели, которые нарушили правила пользования библиотеками и причинили библиотекам ущерб, компенсируют его в размере, установленном правилами пользования библиотекой (ст. 9 Федерального закона от 29.12.1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"). Конкретные правила компенсации такого ущерба - например, деньгами или аналогичной книгой, - прописаны во внутришкольных документах. Учитывая, что у детей своих денег нет, оплачивать утерю будут родители (ст. 1073, п. 2 ст. 1074 ГК РФ).



Сбор денег на ремонт и уборку



Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий - это исключительно забота муниципалитета (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании). Поэтому незаконно требовать с родителей деньги на проведение ремонта в здании школы, обновление забора или асфальта вокруг нее, а также иные подобные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета РФ. Это прямо противоречит законодательству (письмо Минобранауки РФ от 09.09.2015 N ВК-2227/08). Кроме того, все используемые при ремонте строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей (п. 4.31 СанПиН 2.4.2.2821-10), чего, как правило, "народный" ремонт обеспечить не в состоянии. Качественная проверка Роспотребнадзором результатов такого стихийного ремонта может обернуться штрафом по ст. 6.7 КоАП РФ (Нарушение санэпидтребований к условиям воспитания и обучения детей).

Вышесказанное относится и к требованию денег "на уборку класса" - эти траты и без участия родителей должны быть заложены в бюджет школы. Дело в том, что школа обязана создавать условия для охраны здоровья учеников (п. 15 ч. 3 ст. 28 Закон об образовании), в том числе соблюдать государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (п. 3 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). А эти нормы предписывают школам проведение ежедневной влажной уборки с применением моющих средств, а влажная уборка туалетов, вестибюлей и рекреаций должна проводиться после каждой перемены (п. 12.3 СанПИН 2.4.2.2821-10). Не реже раза в месяц должна проводиться генеральная уборка (п. 12.6 СанПИН 2.4.2.2821-10). Эти мероприятия являются частью содержания школы (так называемое санитарное содержание, см. раздел XII СанПИН 2.4.2.2821-10), и как уже было сказано, финансы на обеспечение содержания школы находит муниципалитет (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании).



Охрана



Иногда школы просят (а в некоторых случаях и требуют) у родителей деньги и на охрану. Подобные требования не основаны на законе. Школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании) и создавать безопасные условия обучения, а главное - делать это в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье учеников и работников школы (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании). В частности, в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1 ч. 13 ст. 30 Техрегламента о безопасности зданий*(5)), а на первом этаже школ следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы Росгвардии или Службу 112 (п. 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения"). И все эти мероприятия финансируются из бюджета муниципалитета, который, во-первых, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных школ, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании), а во-вторых, занимается профилактикой проявлений терроризма и экстремизма на своей территории (п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона о местном самоуправлении*(6)).

В то же время, если у родителей есть желание дополнительно усилить охрану, которая оплачивается школой, то они вправе это сделать за счет собственных средств. Однако привлечение таких пожертвований может быть только сугубо добровольным (ст. 4 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Между прочим, о нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи школе свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы пожертвований, определенная периодичность их внесения, а также и встречающиеся иногда штрафные санкции за несвоевременные платежи (письмо Минобразования РФ от 14.05.2001 N 22-06-648).

Помимо финансовых, у родителей часто возникают и иные вопросы к школьной охране, и касаются они полномочий частных охранников. Например, вправе ли охранник не пустить школьника внутрь здания школы, если тот забыл пропуск? Вообще-то охранник обязан обеспечивать внутриобъектовый и пропускной режим, а стало быть, вправе осуществлять допуск лиц, в том числе школьников, только при предъявлении ими документов, дающих право на вход (п. 2 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности*(7)). С другой стороны, охрана, даже при обеспечении пропускного режима, обязана соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц (п. 2 ч. 3 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). А ведь недопуск ученика на урок только по причине забывчивости можно расценить как нарушение конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ). Таким образом, если охранник не пропускает вашего ребенка внутрь только потому, что ребенок опоздал, забыл пропуск или не надел школьную форму, он (охранник) нарушает закон. Кстати, в школе должны быть установлены свои собственные Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, и возможно, что там описывается подобная ситуация. Если же нет - школа может по просьбе родителей дополнить эти Правила режимов, которые, заметим, не должны противоречить законодательству РФ (п. 1 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности).

Кстати, это относится и к педагогам: если учитель не допускает опоздавшего ученика к занятию, то тем самым попирает право ученика на получение образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании). Другое дело, что и ученик обязан добросовестно осваивать учебную программу и посещать учебные занятия (ч. 1 ст. 43 Закона об образовании), однако недопуск на урок в качестве наказания законом не предусмотрен (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании).

Вправе ли охранник в школе потребовать от учеников открыть портфель и проверить его содержимое? Закон разрешает службе охраны - при обеспечении пропускного режима - проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества, разумеется, в присутствии владельца (п. 3 ч. 1 ст. 12.1 Закона об охранной деятельности). Однако это касается только случаев входа-выхода. Проводить осмотры содержимого портфелей в других ситуациях (например, с целью обнаружения наркотиков или краденного) сотрудники ЧОП не имеют права - такие мероприятия должны проводиться по процедурам УПК РФ или КоАП РФ, и проводить их вправе только сотрудники уполномоченных госорганов (например, полицейские).

Может ли школьный охранник применить в отношении учеников физическую силу? Закон разрешает частным охранникам применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:

- оказания детьми вооруженного сопротивления (что, согласитесь, сложно представить в обычной муниципальной школе);

- совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу (ч. 2 ст. 17, ч. 2 ст. 18 Закона об охранной деятельности). Получается, что если ребенок не вооружен и если нет группового или вооруженного нападения, да еще с угрозой жизни или здоровью, охранник применять физическую силу (то есть побить) не вправе (ст. 16.1 Закона об охранной деятельности).

Может ли охранник не пропустить родителей в школу, законно ли это? Законно. Как правило, охрана не пропускает родителей (и других родственников), потому что это запрещено внутренними документами школы - например, уставом или правилами внутреннего распорядка. Родители обязаны соблюдать такие правила (п. 2 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а придумывает их школа самостоятельно (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, см. также Апелляционное определение Астраханского облсуда от 12.08.2015 по делу N 33-2400/2015).

Отметим, что в законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение. Рассерженные родители часто ссылаются на ст. 64 СК РФ: родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов без специальных полномочий. Однако из права выступать в защиту своих детей не вытекает безусловное право доступа в здание школы. А вот школа, напротив, обладает автономией, то есть самостоятельна в своей образовательной, административной, финансово-экономической деятельности (ч. 1 ст. 28 Закона об образовании) и в присутствии родителей, в общем, не нуждается.

При этом ведь родителям не отказывают в проходе на территорию школы вообще: например, они вправе знакомиться с образовательными технологиями и методиками, а также с оценками своих детей (п. 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), и в рамках этого знакомства общаться с учителями или руководством, и обычно это происходит именно в школе (хотя бы потому, что так удобнее учителям). Как организуются и проходят такие встречи - описывается именно во внутренних документах школы.

Второй аргумент родителей, жаждущих прорваться в школьный коридор, - это необходимость контроля за школьной администрацией и педагогами. Однако родители вправе заниматься подобным контролем в рамках, очерченных внутришкольными документами, например, через совет родителей (ч. 6 ст. 26, п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании), в том числе влиять на правила и условия прохода родителей в школу (ч. 3 ст. 30 Закона об образовании).



Соловья баснями не кормят



Муниципальная школа обязана организовать питание школьников (ч. 1 ст. 37 Закона об образовании), в том числе, составить такое школьное расписание, чтобы ученики за время перемены успевали поесть (ч. 2 ст. 37 Закона об образовании). В муниципальных школах школьные завтраки и обеды оплачивает муниципалитет (ч. 4 ст. 37 Закона об образовании), иногда какие-то деньги на еду могут выделяться из регионального бюджета (ч. 2 ст. 8 Закона об образовании). Поэтому именно муниципальными и/или региональными актами могут быть установлены категории учеников, которым питание предоставляется бесплатно или по льготным ценам. При этом ученики с ограниченными возможностями здоровья (то есть с недостатками в физическом или психическом развитии) обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ч. 7 ст. 79 Закона об образовании). Завтраки, обеды и полдники остальных обучающихся, не охваченных региональными или местными льготами, оплачиваются их родителями. Кстати, во многих школах сейчас активно вводится система, при которой ребенок может оплатить себе еду в столовой только специальной электронной картой (без возможности оплатить наличными). По мнению антимонопольного ведомства, подобная практика недопустима.

Рационы школьных столовых и буфетов регламентированы СанПиН 2.4.5.2409-08*(8): этот документ устанавливает требования и к калорийности, и к соотношению белков, жиров и углеводов, и к примерному меню, и даже к ассортименту продуктов в школьном буфете (те, которые не входят в обед или завтрак). Например, салаты нельзя заправлять сметаной и майонезом (п. 8.28 СанПиН 2.4.5.2409-08), а в буфете категорически нельзя продавать пирожные с кремом, карамель и леденцы, кофе (можно только кофейный напиток, например, из цикория), картофель-фри, квас, газировку, жевательную резинку и некоторые другие продукты (п.п. 13, 33, 26, 22, 18, 29, 31 Приложения 7 и п. 6.25 СанПиН 2.4.5.2409-08). А вот шоколад, ириски и зефир в школе допускаются (п. 12 приложения N 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08). Разрешается устанавливать торговые автоматы - но только для продажи соков, нектаров, стерилизованного молока и молочных напитков в упаковке не более 350 мл, а также бутилированной негазированной воды объемом до полулитра (п. 4.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом ассортимент буфета утверждается директором школы перед началом учебного года и согласовывается с Роспотребнадзором (п. 6.31 СанПиН 2.4.5.2409-08). Так что претензии к ассортименту школьного буфета можно и нужно доводить до администрации школы - она в состоянии этот ассортимент изменить и улучшить.

Для завтрака и обеда выделяется перемена продолжительностью не менее 20 минут (п. 7.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Перед едой необходимо мыть руки, и при обеденном зале должны быть умывальники (из расчета 1 кран на 20 посадочных мест) и электросушки для рук или одноразовые полотенца (п. 3.4 СанПиН 2.4.5.2409-08). Кстати, старших школьников (тех, которым уже есть 14 лет) можно привлекать к сервировке столов в школьной столовой, а младшие ученики накрывать столы не должны (п. 7.3 СанПиН 2.4.5.2409-08). При этом дети не могут раздавать готовую пищу, нарезать хлеб и убирать помещение столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08).

Что касается утоления жажды: школа обязана организовать питьевой режим либо в виде питьевых фонтанчиков, либо в виде кулеров (п. 10.2 СанПиН 2.4.5.2409-08). Однако в любом случае гигиенические требования к такой воде самые простые - те же самые, что и к качеству обычной водопроводной воды (п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08). Следовательно, бюджет школы рассчитывается на покупку именно такой воды. Если хочется, чтобы ваши дети утоляли жажду более качественной водичкой, придется раскошелиться.



Школьная форма



Любая школа вправе ввести обязательную школьную форму (ч. 1 ст. 38 Закона об образовании), а государственные и муниципальные школы при этом обязаны руководствоваться региональными типовыми требованиями (ч. 2 ст. 38 Закона об образовании). О том, какой должна быть форма (цвет, фасон, эмблемы, правила ношения), принимается локальный школьный документ. Но школа не должна решать за родителей, где, у какого изготовителя или продавца и по какой цене им приобретать такую форму - такого рода требования выходят за рамки полномочий школы (см. ч. 1 ст. 38 Закона об образовании, разъяснения ФАС РФ). Кроме того, при введении формы школа обязана принимать во внимание интересы малообеспеченных и многодетных семей - другими словами, вводить дорогую и роскошную форму школа не может (письмо Минобрнауки РФ от 28.03.2013 N ДЛ-65/08, см. также мнение ФАС РФ).

Какие неприятности могут грозить ученикам, которые отказываются носить школьную форму? Это зависит, во-первых, от внутренних документов школы, а во-вторых, от возраста ученика. Если, к примеру, школьное положение о форме одежды обучающихся носит рекомендательный характер, то никаких санкций вообще не последует.

Однако гораздо чаще устав (или правила внутреннего распорядка, или иные внутренние акты школы) обязывает учеников посещать занятия исключительно в школьной форме (уроки физкультуры - в спортивной). При этом все ученики обязаны выполнять требования устава и других внутренних документов школы (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании). Закон разрешает применять меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор и отчисление из школы - за неисполнение положений устава и прочих локальных актов (ч. 4 ст. 43 Закона об образовании), правда, младших школьников наказывать категорически запрещено (ч. 5 ст. 43 Закона об образовании). Что же до отчисления, то такое возможно только в отношении учеников старше 15 лет, которым уже объявляли и замечания и выговор, и только за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, и только если дальнейшее пребывание такого ученика в школе оказывает отрицательное влияние на других учеников и нарушает их права и права учителей, а также нормальное функционирование школы (ч. 8 ст. 43 Закона об образовании). К тому же процедура исключения из школы достаточно сложна (ч.ч. 9-11 ст. 43 Закона об образовании, приказ Минобрануки РФ от 15.03.2013 N 185).

Таким образом, выгнать из школы за упорный отказ носить школьную форму - довольно проблематично для школьной администрации. Такая ситуация практически невозможна. Но школа способна организовать постоянные, изматывающие напоминания о несоответствующем школьном виде, а также (ученикам 5-11 классов) бесконечные замечания и выговоры.

Разумеется, все вышесказанное относится только к случаям, когда школьник умышленно нарушает правила ношения формы. Если ребенок находится в школе без формы по извинительным причинам (таковая испачкалась, украдена, сгорела во время пожара и т.п.), никакого взыскания последовать не может (ч. 7 ст. 43 Закона об образовании). То же самое относится к случаям, когда формы у него вообще не имеется - в таком случае сам ребенок в этом не виноват, а отвечать за чужую вину (родителей, которые эту форму не приобрели) согласно российскому законодательству не допускается.

Можно ли не пустить ученика на урок, если он не в школьной форме? Конечно, нет, причем независимо от причин, по которым ребенок надел другую одежду. Дело в том, что даже за умышленное нарушение устава школы предусмотрены только замечание и выговор, которые не предполагают никакого недопуска на занятия. Что касается отчисления, то оно происходит только после соответствующей процедуры, после которой ребенок вовсе перестанет быть учеником, и у него со школой прекращаются все правовые отношения. Следовательно, пока ребенок является учеником конкретной школы, то - в форме он или без - школа не вправе отказать ему в посещении уроков из-за его одежды. Если такого ученика не пускают в класс, то его конституционное право на получение общего образования грубо нарушается (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона об образовании).



Макияж, прическа, украшения



Иногда школы идут еще дальше и устанавливают в своих уставах требования к внешнему виду учеников: например, запрещают пользоваться декоративной косметикой (вариант: яркой или вызывающей косметикой), запрещают ученикам являться на урок с экстравагантной прической (вариант: с конкретным видом прически, например, "ирокезом"), не позволяют пирсинг, татуаж и даже использование сумок или портфелей ярких (вариант: "кислотных") расцветок или с крупными принтами. Более того, такие требования иногда вписаны и в региональные требования к одежде учеников (см., например, указ Главы Карачаево-Черкесской Республики от 06.05.2013 N 120).

Однако подобные ограничения и запреты абсолютно незаконны. Дело в том, что закон разрешает школам устанавливать требования именно к одежде учеников (конкретно к ее общему виду, цвету, фасону, знакам отличия) и правилам ее ношения (ст. 38 Закона об образовании). А макияж, прическа, сумки не являются одеждой и не имеют к ней отношения. Следовательно, подобные ограничения, установленные школой, выходят за пределы школьной компетенции, установленные законом. Школа не вправе включать такие положения в устав школы или иные локальные акты: все они принимаются строго в соответствии с законодательством РФ (абз. 6 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 1 ст. 30 Закона об образовании). Подобные положения нельзя даже включать в договор об образовании, заключаемый между родителями, учеником и школой, поскольку они снижают уровень гарантий, предоставленных ученику законодательством об образовании (ч. 6 ст. 54 Закона об образовании).

Проще говоря, школа не может запретить ученице накраситься. Это подтверждается и судебной практикой (определение СК по гражданским делам Верховного Суда УР от 17.06.2015 по делу N 33-2102/2015).



Цыплят по осени считают



Сколько детей может учиться в одном классе? Расчетное количество учеников определяется исходя из расчета площади учебного кабинета на одного ребенка и расстановки мебели (абз. 5 п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). При этом на одного ученика должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных пособий и оборудования (п. 4.9 СанПиН 2.4.2.2821-10). Например, если площадь кабинета составляет 60 кв. м., при этом шкафы для книг отнимают 10 кв. м, то на учеников приходится 50 кв. м, следовательно, на такой площади допускается разместить не более 20 детей. Кроме того, каждый ученик должен быть обеспечен рабочим местом, подходящим ему по росту (п. 5.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), при этом скамейки и табуретки вместо стульев использовать нельзя (п. 5.2 СанПиН 2.4.2.2821-10). Следовательно, если в кабинете с расчетной вместимостью 20 учеников помещаются только 9 парт и 18 стульев, то вместимость класса, который будет заниматься в этом кабинете, не может быть больше 18 человек.

Кроме того, при расстановке парт необходимо учитывать дополнительные требования п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10): например, в первом климатическом районе парты должны находиться не ближе 1 метра от наружной стены здания (абз. 13 п. 5.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Существуют и специальные правила рассадки учеников: учащихся с нарушениями зрения нужно усаживать поближе к доске, деток с нарушением слуха - за первую парту, детей повыше рассаживают дальше от доски, а часто болеющих простудами учеников нельзя усаживать близко к наружным стенам (п. 5.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).



Ветер перемен



Вопрос проветривания школьных помещений стабильно входит в топ принципиальных проблем, вызывающих жаркие споры на родительском собрании. Традиционно поборники чистоты воздуха и борцы с пылью сталкиваются с теми, кто боится кашля и насморка. А между тем обязательные требования к проветриванию классов установлены в СанПиН 2.4.2.2821-10: учебные помещения должны быть обязательно проветрены во время перемен, а рекреационные - во время уроков, при этом перед началом учебного дня и по его окончании проветривание должно быть сквозным (п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10). В холодное время года проветривать класс во время короткой перемены нужно в течение 1-3 минут, во время больших перемен - 10-20 минут (если за окном мороз ниже - 10°С, то 5-10 минут). В теплое время года проветривают примерно в два раза дольше (см. Табл. 2 к п. 6.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Спортивный зал проветривается куда более интенсивно: окна или фрамуги окон должны быть обязательно открыты во время занятий по физкультуре (п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). Окна открываются, если на улице нет сильного ветра и температура воздуха выше плюс 5°С. Если ветренее или холоднее, открываются одна-две-три фрамуги. Закрыть окна или фрамуги можно только тогда, когда температура в спортзале опустилась до плюс 14°С (п. 6.7 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Кстати!

После уроков физической культуры нельзя проводить уроки с письменными заданиями и контрольные работы (абз. 7 Приложения 3 к СанПиН 2.4.2.2821-10).



Больной - лечись, а здоровый - берегись!



Вопрос постоянного присутствия в муниципальной школе врача или медсестры, как ни странно, не зависит от самой школы. Дело в том, что оказание медицинской помощи, диспансеризацию и медосмотры учеников проводят учреждения здравоохранения, а не образования (ч. 2 ст. 41 Закона об образовании), а порядок оказания первичной медико-санитарной помощи ученикам устанавливается актами субъекта РФ (ч. 3 ст. 41 Закона об образовании). Если региональные власти распорядятся, чтобы в школах постоянно работал врач или медсестра, то школа обязана будет выделить для них кабинет, а дети получат доступ к медицинской помощи. Если же в субъекте подобного распоряжения не издано, то за медпомощью ученики должны обращаться только в поликлинику (см. также определение Верховного Суда РФ от 14.12.2016 N 56-КГ16-26).

Что делать, если какой-то несчастный случай произошел с ребенком прямо в школе? Если в школе находится врач или медсестра, то они и займутся бедняжкой. Если же в школе медработников нет, то первую помощь пострадавшему должен оказать педагог, прошедший соответствующую подготовку (п. 11 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Первая помощь - не медицинская, она оказывается до приезда врача при отравлениях, травмах, несчастных случаях и т.п. (ст. 31 Закона об охране здоровья*(10)) и сводится к проведению искусственного дыхания, остановке кровотечения, промыванию желудка, наложению шины на сломанную конечность и другим подобным мероприятиям (см. приказ Минздрава России от 04.05.2012 N 477н).

Независимо от того, имеется ли в школе медсестра или нет, школы ревностно следят за тем, чтобы о днях болезни ученика был представлен оправдательный документ, лучше всего справка из медучреждения с печатью. Это вовсе не каприз администрации: дело в том, что школы обязаны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья учеников (п. 1 ч. 4 ст. 41 Закона об образовании). Поэтому мало просто зафиксировать факт отсутствия ученика на занятиях (с этим справится и классный журнал), закон обязывает школу выяснить состояние здоровья ребенка. Предоставлять именно медицинскую справку, в принципе, необязательно, - можно представить записку от родителей о том, что в такие-то дни ребенок отсутствовал на занятиях в связи с недомоганием.

Другой вопрос, что часто школа выставляет требование: пропуск одного-двух-трех дней возможен и на основании расписки родителей, а если болезнь более продолжительная, то нужна справка от врача. Такие требования не имеют, собственно, отношения ни к медицине, ни к школьному образованию. Однако выполнять эти требования в интересах, прежде всего, самих родителей. Дело в том, что школы обязаны выявлять детей, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, и передавать такие сведения в органы управления образованием (п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). Оттуда эти сведения попадут в иные органы (соцзащиты, опеки, полиции и т.д.), задача которых - бороться с детской безнадзорностью. Эти органы, в свою очередь, тоже вправе выявлять, проверять, пресекать, устранять, принимать меры и т.п. Следовательно, отсутствие медсправок, оправдывающих длительные или частые пропуски занятий в школе, чревато неприятным столкновением вашей семьи с системой ювенальной юстиции. А значит, предоставление таких справок, в первую очередь, в интересах самих родителей болеющих учеников.

Кстати, охрана здоровья учеников обязательно включает в себя и определение оптимальной учебной нагрузки и режима учебных занятий (п. 3 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании). Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (п. 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10). Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - на 2-3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2-4-м уроках (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10). А чтобы дети не переутомлялись и сохраняли оптимальный уровень работоспособности в течение недели, четверг или пятница должны быть облегченным учебным днем (п. 10.11, абз. 3 п. 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали во 2 - 3 классах - 1,5 астрономических часа, в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч (п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10).



Бремя знаний



Груз знаний и учебников, с которым ребенок идет в школу, не должен быть чересчур тяжелым. В законодательстве установлен максимальный вес как для самого школьного ранца (рюкзака, портфеля, сумки), так и его содержимого.

Итак, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать (п. 10.32 СанПиН 2.4.2.2821-10): для учащихся 1 - 2-х классов - более 1,5 кг, 3 - 4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7 - 8-х - более 3,5 кг, 9 - 11-х - более 4,0 кг.

К школьно-письменным принадлежностям относятся канцелярские товары: ручки, маркеры, линейки, карандаши, резинки канцелярские, тетради, дневники, кисти и другие аналогичные изделия (приложение N 1 к ТР ТС 007/2011*(11)).

Что касается массы ученического рюкзака, то его вес не должен превышать 700 грамм для учащихся начальной школы, и 1 кг - для учащихся средней и старшей школы (табл. 1 приложения 14 к ТР ТС 007/2011).

При условии, что родители приобрели школьнику портфель, соответствующий требованиям технического регламента, итоговый вес портфеля с минимально необходимым набором ученика должен быть таким:





Вес содержимого

Вес портфеля

Общая масса

для учащихся 1 - 2-х классов

не более 1,5 кг

не более 700 г

не более 2200 г

для учащихся 3 - 4-х классов

не более 2 кг

не более 700 г

не более 2700 г

для учащихся 5 - 6-х классов

не более 2.5 кг

не более 1 кг

не более 3500 г

для учащихся 7 - 8-х классов

не более 3.5 кг

не более 1 кг

не более 4500 г

для учащихся 9 - 11-х классов

не более 4.0 кг

не более 1 кг

не более 5000 г



Обратите внимание: сюда не входят принадлежности для физкультуры, "сменка", так же как и мобильный телефон, игрушки, завтраки, носовые платки, косметика, сладости, книжки для дополнительного чтения и всякие анкеты, раскраски, кроссворды, комиксы и прочие элементы школьной субкультуры, с которыми дети, как правило, не расстаются.



Рабочие руки не знают скуки



Должны ли школьники мыть полы в классе, убирать школьную территорию? Обязаны ли школьники отрабатывать летнюю практику в школе?

Если этот труд (уборка, дежурство, практика и т.п.) прямо предусмотрен образовательной программой начального (основного, среднего) общего образования, - то школьники должны им заниматься. Если же мытье полов и прочее в образовательную программу не входят, то школьники мыть (убирать, чинить, белить, копать, красить и т.п.) не должны. Но: если и школьники, и их родители не против такого труда, то заниматься им ученикам не возбраняется (ч. 4 ст. 34 Закона об образовании). Такое согласие родителей и учеников может быть оформлено отдельным документом, а может быть "вписано" в договор, который заключен между школой и родителями (письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32).

Узнать, входят ли такие работы в образовательную программу, очень просто: родители вправе знакомиться с содержанием образовательных программ, с учебно-программной документацией и другими документами об организации и об осуществлении образовательной деятельности (п.п. 3, 4 ч. 3 ст. 44 Закона об образовании). Если труд там поименован, то за него, как и за любую другую учебную дисциплину, выставляются оценки (ст. 58 Закона об образовании, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32).

В любом из указанных случаев детей нельзя привлекать к целому ряду работ, поименованных в специальном Перечне работ, при выполнении которых запрещен труд несовершеннолетних*(12), и иных нормативных документах:

- работы, связанные с ручным подъемом и перемещением тяжести более 2-3 кг (конкретные значения меняются в зависимости от возраста и пола, см. Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную). Следовательно, полоскать и выжимать тряпку, а также возить шваброй по полу - можно, а перетаскивать по классу ведро с водой должен взрослый. Нельзя также детям перетаскивать парты и доски (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

- работы в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог (письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

- работы внутри теплиц;

- мытье окон (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10, письмо Роспотребнадзора от 24.06.2013 N 01/7100-13-32);

- приготовление пищи, чистка овощей, раздача готовой пищи, резка хлеба, мытье посуды, уборка помещений кухни и столовой (п. 7.4 СанПиН 2.4.5.2409-08);

- покраска деревянных поверхностей антисептиками и огнезащитными составами;

- покраска лакокрасочными материалами, которые содержат вредные вещества 1-3 классов опасности, и иные работы с такими средствами. К ним, например, относят ацетон, уайт-спирит, скипидар, сольвент;

- уборка туалетов и мест общего пользования (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- уборка снега с крыш (п. 10.27 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- участие в генеральной уборке здания (п. 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- уборка с применением дезинфицирующих средств (абз. 6 п. 12.3, п. 12.4, п. 12.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Если такой труд не упоминается в образовательной программе, добровольное согласие от школьника и его родителей не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который, согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ, запрещен. Соответственно, школа не вправе наказать школьника за отказ участвовать в таком труде.

За нарушение указанных положений можно и штрафом поплатиться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ - Нарушение или незаконное ограничение прав и свобод обучающихся (решение Грайворонского райсуда от 12.07.2016 по делу N 12-19/2016).



А каникулы скоро?



Продолжительность и конкретные даты каникул определяет сама школа. Дело в том, что именно школа сама утверждает свои образовательные программы (пп. 6 ч. 3 ст. 28, ч. 5 ст. 12 Закона об образовании), а подразделом такой программы является календарный учебный график (п. 9 ст. 2 Закона об образовании), который и определяет чередование учебной деятельности и плановых перерывов для отдыха (см. п. 11 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании). Кроме того, определение продолжительности каникул является частью охраны здоровья обучающихся (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона об образовании), а организация охраны здоровья обучающихся - опять-таки - возлагается именно на школу (ч. 2 ст. 4 Закона об образовании). Если руководство школы примется утверждать, что "каникулы им спустили сверху" - не верьте: согласно ч. 10 ст. 13 Закона об образовании, менять утвержденный школой календарный учебный график не могут ни местные власти, ни региональные, ни даже само Минпросвещения.

Составляя учебный график с конкретными каникулами, школа должна иметь в виду максимально допустимое количество учебных часов в год, в неделю, в день (они предписываются ФГОС и п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).

Придумывать - когда и сколько отдыхать - могут не только директор и завуч, но и учителя (п. 5 ч. 3 ст. 47 Закона об образовании). Кроме того, уставом и внутренними актами конкретной школы может предусматриваться какой-то специальный механизм обсуждения системы или продолжительности каникул, например, общешкольное голосование.



Семилетки - без отметки



Можно ли первоклашкам ставить оценки? Ставить их можно, но они ни в коем случае не должны быть выражены в баллах (абз. 5 п. 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10). Это правило применяется и для оценивания домашних работ, и для работы на уроке. Однако проводить оценивание иным способом допустимо - например, словесно, похвалой ("молодец", "умница", "хорошо", "гениально" и т.п.). Иногда учителя дополняют похвалу системой различных картинок или символов: звездочек, солнышек, буковок и цветочков. Отметим, что Минобразования высказывалось против использования любых таких символов как замены цифровой отметки (письмо от 25.09.2000 N 2021/11-13). Сколько и каких одобрительных слов или смайликов полагается усердному первоклашке - определяет школа: это называется "текущим контролем успеваемости" (п. 10 ч. 3 ст.28, ч. 2 ст. 30 Закона об образовании).



Есть ли жизнь после ОГЭ?



Может ли школа отказать в приеме в 10 класс своему ученику, успешно сдавшему ОГЭ? После окончания 9 класса отношения со школой (формально) прекращаются, и для последующего обучения родителям ученика необходимо вновь подать заявление о приеме в школу и необходимые документы, в том числе аттестат об основном общем образовании (п.п. 9, 11 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 22.01.2014 N 32). Закон об образовании не дает преимуществ в приеме тем детям, которые уже учились в школе ранее, но такая льгота может быть предусмотрена внутришкольными правилами приема на обучение (ч. 9 ст. 55 Закона об образовании).

Обычная муниципальная школа может отказать в приеме в 10 класс только в одном случае: если в ней нет свободных мест (ч. 4 ст. 67 Закона об образовании). Дело в том, что правила приема в муниципальные школы на обучение по основным общеобразовательным программам (а программа 10-11 класса как раз к ним относится) должны обеспечивать прием на общедоступной основе всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня и проживают на закрепленной за школой территории (ч. 3 ст. 67, ч. 3 ст. 55 Закона об образовании). Не надо забывать и о том, что переход в десятый класс - это не прихоть ученика, а, скорее, его обязанность: согласно ч. 5 ст. 66 Закона об образовании все граждане РФ обязаны получить среднее общее образование. А вот форму его получения (школьные 11 классов, колледж/техникум или самообразование) выбирает ученик (ч. 1 ст. 34 Закона об образовании). Поэтому если ребенок еще не выбрал себе будущую профессию, то его "выталкивание" в техникум теоретически может нарушить его конституционное право на свободный выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ).

Если в данной муниципальной школе мест в 10-ом классе уже нет, то для решения вопроса нужно обратиться в местный или региональный орган управления образованием.

А вот если эта школа - не простая, а с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильным обучением, то она может организовать индивидуальный отбор при приеме на обучение. Как именно он будет проходить - должно быть установлено региональным актом РФ (ч. 5 ст. 67 Закона об образовании).



Ирина Разумова,

эксперт компании "Гарант"



____________________________________

*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

*(2) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189

*(3) Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02", утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.10.2002, введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2002 N 38

*(4) Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.60-2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 г. N 331-ст)

*(5) Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

*(6) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

*(7) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

*(8) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45)

*(9) см. также письма Минфина России от 28.03.2011 N 03-04-05/7-193, от 23.06.2008 N 03-04-05-01/214, от 17.07.2008 N 03-04-05-01/266

*(10) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

*(11) Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011) (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 797)

*(12) Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет"



Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57337757/#ixzz5Pe4IRiyG
"Некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий." Козьма Прутков
Аватара пользователя
Сосенская Мария
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 66464
Зарегистрирован: 13 дек 2007, 14:58
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 51

Re: Скоро в школу!

Сообщение Ильгам » 30 авг 2018, 15:02

Участники образовательного процесса -образовательное учреждение, обучающийся и родители обучающихся. На счёт посещения школы родителями позиция прокуроров иная. Где-то читал ответ прокурора по данному вопросу.
Ильгам

 
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 25 окт 2016, 14:50

Re: Скоро в школу!

Сообщение Сосенская Мария » 05 дек 2019, 11:18

Хотя напрямую к тематике форума эти изменения не относятся, но, в связи с актуальностью для родителей, у которых двое и более детей, считаю необходимым разместить следующую информацию:
Установлено право приема в детские сады и школы детей из одной семьи

Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. № 411-ФЗ соответствующие поправки внесены в Семейный кодекс и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
http://www.consultant.ru/document/cons_ ... ntent=body
Так, теперь в указанных нормативных правовых актах закреплено право детей на преимущественный прием на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых уже обучаются их братья или сестры. Условиями реализации такого права определены проживание детей в одной семье и наличие общего места жительства.

Поправки вступят в силу с 13 декабря.

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/news/1307690/#ixzz67Db9Ujmz


Ранее эти правила действовали в отдельных регионах, к примеру, в Санкт-Петербурге, теперь это распространяется на все регионы РФ.
"Некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий." Козьма Прутков
Аватара пользователя
Сосенская Мария
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 66464
Зарегистрирован: 13 дек 2007, 14:58
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 51

Re: Скоро в школу!

Сообщение Сосенская Мария » 20 фев 2020, 12:46

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 февраля 2020 г. N ВБ-159/04

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В 2020 ГОДУ

Минпросвещения России в связи с многочисленными обращениями по вопросу реализации норм Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 411-ФЗ) сообщает.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) определено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено Федеральным законом об образовании.
Согласно части 3 статьи 67 Федерального закона об образовании правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Вместе с тем в силу части 1 статьи 55 Федерального закона об образовании, прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом об образовании предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Так, изменениями, внесенными Федеральным законом N 411-ФЗ в статью 67 Федерального закона об образовании, а также статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации, установлено для проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства детей право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Концепция Федерального закона N 411-ФЗ заключается в том, что право ребенка на обучение в образовательной организации вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи.
Соответственно положения Федерального закона N 411-ФЗ направлены на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, должны способствовать укреплению семьи, развитию института многодетности, а также обеспечивать реализацию прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.
Таким образом, право преимущественного приема ребенка на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, закрепленное частью 3.1 статьи 67 Федерального закона об образовании и статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации, обеспечивается исключительно при условии, если в соответствующей государственной и муниципальной образовательной организации уже обучаются его братья и (или) сестры, с которыми он проживает в одной семье и имеет общее место жительства.
В соответствии с планом-графиком подготовки актов федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона N 411-ФЗ от 10 января 2020 г. N 80п-П8, утвержденным Правительством Российской Федерации, Минпросвещения России в срок до мая 2020 года будут подготовлены и приняты соответствующие нормативные правовые акты, в том числе приказ о внесении изменений в Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32 (далее - Порядок), который регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, дети) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Пунктом 14 Порядка установлено, что прием заявлений в первый класс образовательной организацией для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
Зачисление в образовательную организацию оформляется распорядительным актом образовательной организацией в течение 7 рабочих дней после приема документов.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Минпросвещения России обращает внимание, что изданные до вступления в силу Федерального закона N 411-ФЗ подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие прием на обучение по основным общеобразовательным программам, применяются в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Вместе с тем согласно пункту 10 Порядка родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять, помимо предусмотренных пунктом 9 Порядка, другие документы.
В связи с этим, в случае, если родители (законные представители) заявили о наличии права преимущественного приема, в целях реализации норм Федерального закона N 411-ФЗ, положения Порядка в части установления сроков подачи заявлений для детей, не проживающих на закрепленной территории, не подлежат применению.
В свою очередь, правила приема, которые в соответствии с частью 9 статьи 55 Федерального закона об образовании устанавливаются образовательной организацией самостоятельно, должны обеспечивать проживающим в одной семье и имеющим общее место жительства детям реализацию права преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.

В.С.БАСЮК
http://www.consultant.ru/document/cons_ ... ntent=body
"Некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий." Козьма Прутков
Аватара пользователя
Сосенская Мария
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 66464
Зарегистрирован: 13 дек 2007, 14:58
Откуда: Санкт-Петербург
Возраст: 51
Пред.

Вернуться в Школа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11