Автор: Стефани Джордан
И снова пришла эта пора – вернуться в школу! Новые тетради, новая форма, новый ранец, и новые учителя, которым придётся быстро вникнуть в основы работы с ребёнком, больным СД.
Когда моему сыну поставили диагноз «Сахарный диабет 1 типа», мы уже две недели учились в 4 классе. У нас всё получилось легко, так как у учителя моего сына тоже был ребёнок с диагностированным год назад сахарным диабетом, и она прекрасно понимала все наши проблемы. Она даже догадалась набить ящик своего стола упаковками сока прежде, чем я вообще узнала о такой необходимости.
Но если вам не случится встретить в первый день знающего диабет учителя, вам стоит обговорить с преподавателем вашего ребёнка следующие 8 важных вещей. Если вы смущаетесь обсуждать такие вопросы лично, можно просто отправить учителю эту статью по электронной почте.
- Всё может очень быстро меняться. Сахар крови – вещь непредсказуемая, и уровень сахара в 8.15 утра может не иметь никакого отношения к нему же через пять минут. У детей повышенный и пониженный сахар может развиваться из-за миллиона различных причин.
- Цифры на глюкометре ни хороши, ни плохи, это просто цифры. Когда они внутри рекомендованных пределов, ребёнок находится вне опасности и ему хорошо. Результат на глюкометре просто предоставляет информацию для действия. Если он слишком высок, это значит, что ребёнку требуется подколка инсулина и немного воды для утоления жажды. Если результат слишком низок, ребёнку нужно дать правильную еду и повторить замер через некоторое время. Если результат внутри целевого диапазона – замечательно.
- Организм моего ребёнка функционирует не так, как организм здорового человека. Ему в зависимости от уровня сахара может понадобиться еда, вода, туалет чаще, чем другим детям. Пожалуйста, не ограничивайте его в этих потребностях.
- То, как ребёнок ведёт себя и реагирует на слова учителя при высоком сахаре крови, может сильно отличаться от его поведения и реакции при низком, хотя некоторые симптомы могут казаться похожими. Поэтому если что-то идёт не так, прислушайтесь к своей интуиции. Если сомневаетесь – замерьте сахар крови.
- Может так случиться, что ребёнок не скажет сам о своём плохом самочувствии, потому что он чувствует себя неудобно или ему надоело ходить в медкабинет. Пожалуйста, не бойтесь вмешиваться и просить его проверить сахар, если что-то вас беспокоит.
- Мой ребёнок может есть всё, что ему нравится. Наличие диабета не требует, чтобы он ел какую-то отличную от других детей еду. Однако наличие диабета требует от больного уметь посчитать, сколько углеводов он съел, и тут ему может понадобиться ваша помощь.
- Я буду приносить в школу упаковки сока, снеки, глюкозу на случай, если у ребёнка будет гипогликемия (низкий сахар крови). Пожалуйста, храните их у себя под рукой. Помните, что ребёнок не может пропускать приём пищи, иначе у него будет низкий сахар.
- Что мне больше всего хотелось бы донести до вас – вы мой партнёр в обучении моего ребёнка, вы помогаете ему жить полноценной жизнью. Если у вас есть вопросы или сомнения, пожалуйста, делитесь ими со мной. Я тоже буду делать так же, и думаю, что нам придётся общаться чуть чаще, чем в случае других детей, для того, чтобы этот год был успешен для моего ребёнка.
Диабет поначалу кажется сложной штукой, поэтому важно кратко и понятно изложить, что нужно знать персоналу школы о диабете вашего ребёнка. Вот 5 важных тем для обсуждения с ними.
- Как диабет проявляется у вашего ребёнка? Поделитесь с персоналом своими наблюдениями, как ведёт себя ваш ребёнок при высоких и низких сахарах. Описывайте состояние в общепонятных терминах, например, «бледный, беспокойный, жалующийся на головную боль». Это очень важно, поскольку ребёнок может пожаловаться на своё самочувствие ещё до того, как сахара станут слишком высокими или слишком низкими, и это поможет учителю, уловив нужное слово, отреагировать.
- Что я знаю про сахарный диабет? Я всегда говорю учителям своего сына, что до постановки диагноза я вообще ничего не знала про диабет. Я объясняю им самые основы, например, говорю, что его организм больше не производит своего инсулина, и он управляет своим диабетом, вводя инсулин самостоятельно с помощью шприца или помпы.
- Что ваш ребёнок думает про свой диабет? Обсудите это с учителями, чтобы они не боялись говорить на эту тему с ребёнком. Вашего сына задевает то, что он не такой как другие? Вашей дочери не хочется, чтобы другие люди знали о её диабете? Что можно говорить другим детям в классе?
- В чём состоит роль учителя? Обязательно скажите, что учителя спокойно могут попросить вашего ребёнка померить сахар, но объясните, что не нужно бить в колокола по поводу результата. Для ребёнка трудно всегда удерживать свой сахар в необходимых рамках: дети растут, у них играют гормоны, они переживают, они наконец бегают на перемене. Попросите держать вас в курсе о результатах, и обязательно говорить, если у ребёнка часто наблюдаются низкие сахара. Попросите рассказывать вам, если вдруг диабет ребёнка вызовет какие-нибудь переживания у других людей в школе.
- Почему важно общение между учителем и родителем? Подготовьте учителя к тому, что ему придётся частенько общаться с вами по поводу диабета вашего ребёнка. Скажите о том, что вы надеетесь на открытое и честное обсуждение всех проблем. Оставьте свои координаты (номер телефона, электронную почту и т.п.). Я обычно говорю, что я постараюсь как можно раньше предупреждать учителя о том, что какие-то медицинские проблемы могут повлиять на присутствие моего ребёнка и процесс его обучения в школе.
Адаптированный перевод цикла статей сайта Insulin Nation http://insulinnation.com/living/8-things-your-childs-teacher-needs-to-know-about-type-1-diabetes/ и http://insulinnation.com/living/5-tips-to-help-parents-of-t1d-children-prep-for-the-school-year/. © Дм. Чернов